Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это ваше право на информацию.

Эту планету уже давно захватили негодяи, и удерживают власть, стравливая между собой тех, кто это понял.

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Ретротест ЛуАЗ-969 — самого крутого внедорожника СССР
Автор: Сергей Черняк      Дата: 18.08.2021 22:57


Ретротест ЛуАЗ-969 — самого крутого внедорожника СССР      Полноприводный, простой, недорогой, экономичный — о таких вездеходах мечтали и мечтают многие. А этот малыш вызывает очень сильные и противоречивые эмоции.
     
     В какой-то момент кажется, что все это происходит в кино. Или в компьютерной игре про оффроуд. Вот сейчас этот «зверек», наконец, зацепится брюшком о бугор и остановится. Но вполне реальный пейзаж за окном продолжает меняться, 40‑сильный моторчик все так же весело тарахтит, а мы с ЛуАЗом карабкаемся дальше!
     
     Солдат и колхозник
     
     История рождения ЛуАЗ‑969 — одна из самых длинных, даже по советским меркам. Ведь у нас от задумки до серийного образца проходила обычно пара пятилеток. Хотя идея этого автомобиля проста и, кстати, актуальна и по сей день: полноприводный, простой, недорогой, экономичный. Такой хотели, да и хотят иметь очень и очень многие.
     
     Еще в середине 1950‑х, когда идеи народных недорогих автомобилей стали особенно сильно будоражить советские умы, такими машинами занялись в НАМИ. В этом с институтом активно сотрудничал Ирибитский мотоциклетный завод, где собрали маленький полноприводный универсальчик Огонек. Конечно, полноприводную машину подразумевали и в армейском варианте, с по-военному сухим определением «транспортер переднего края». Подобные машины для стран НАТО делали тогда в Германии и Австрии.
     
     В стандартном наборе приборов есть датчик давления масла.
     
     Слева от пепельницы над вытяжными переключателями — фонарь освещения салона.
     
     Внутренняя кнопка запирания двери расположена необычно — на ручке.
     
     Салон ЛуАЗ‑969М даже аскетичнее, чем в Запорожце. Руль и подрулевые переключатели — от ЗАЗ‑968.
     
     В итоге советский плавающий транспортер переднего края в НАМИ действительно создали. В начале 1960‑х работы по полноприводным компактам передали на завод Коммунар в Запорожье, где готовили выпуск Запорожца. От украинской малолитражки во внедорожнике использовали силовой агрегат, элементы подвески, иные узлы. Военный плавающий ЗАЗ‑967 на Украине окончательно довели до ума. Но параллельно родилась и более универсальная и комфортная гражданская версия — ЗАЗ‑969. Производство автомобилей наладили на машиностроительном заводе в Луцке, где прежде делали рефрижераторы на автомобильных шасси.
     
     Рядом с рычагом коробки — рычаг подключения заднего привода и понижающей передачи.
     
     Между сиденьями — рычаг включения задней межколесной блокировки.
     
     Первый ЛуАЗ‑969В с 1967 года делали поначалу в очень небольших количествах. А курьезом стало то, что из-за неготовности завода к производству всех необходимых узлов первые машины были переднеприводными! А полноприводный ЛуАЗ‑969 пошел в производство в 1969 году и стал мечтой советских колхозников. Да и не только. О такой машине думали и многие горожане, связанные с деревней родственными связями или просто любители охоты, рыбалки и иных природных радостей. Ведь до появления Нивы в течение нескольких лет ЛуАЗ был, по сути, единственным доступным частникам полноприводным внедорожником. УАЗ официально в частные руки не продавали. Да и когда появилась Нива, спрос на ЛуАЗ не уменьшился. Тольяттинская машина была довольно дорогой и дефицитной. Именно тогда — в 1970‑х — у ЛуАЗа появилось немало горячих поклонников. Машин не хватало!
     
     Были, правда, и те, кто, купив, наконец, вожделенный внедорожник, торопились с ним расстаться. И у них на то были веские резоны.
     
     СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
     
     У ЛуАЗа‑969М со временем появились несколько малосерийных и вовсе опытных модификаций.
     
     В Италии фирма братьев Марторелли предлагала LuAZ Volin 969 с двигателем Ford объемом 1,1 л. В некоторых западных изданиях то ли в шутку, то ли всерьез LuAZ расшифровывали — Little UAZ.
     
     Грузовички ЛуАЗ‑13021 с увеличенной на 200 мм базой и двигателем мощностью 53 л.с. в небольших количествах делал завод в Луцке и собирала фирма Валетта в Подмосковье.
     
     Длиннобазный вариант автомобиля скорой помощи ЛуАЗ‑13021–08.
     
     Наш голубой ЛуАЗ‑969М (у этой версии было еще и собственное имя Волынь, но оно как-то не прижилось) — плод уже нескольких модернизаций первоначальной конструкции. Высокая, глазастая и неуклюжая на вид машинка оставалась кузеном Запорожца. Только двоюродный брат в данном случае многое делал наоборот. У Запорожца 40‑сильный мотор сзади, здесь — спереди. Передачи в коробке переключаются наоборот — первая на себя и назад. У ЗАЗ‑968 ведущие колеса, разумеется, задние, а у ЛуАЗа — передние. Именно передний привод основной, задний — подключаемый, и активировать его на обычной дороге не рекомендуется, хотя бы потому, что и с двумя-то ведущими ЛуАЗ еле едет!
     
     Но сначала в него неплохо бы забраться. Использовать или не использовать неудобную куцую подножку — ваше дело. Брюки будут грязными в любом случае. Модные вожделенные джинсы, купленные у фарцовщика начала 1980‑х, как и яркая импортная куртка — молодежный хит тех лет — здесь не уместны. Салоном то, что накрыто брезентовым верхом, назвать можно с большой натяжкой. Тут много металла и немного неказистого пластика.
     
     Привод стеклоочистителя у ЛуАЗа — наружный.
     
     Стекла в дверях не опускные, а сдвижные.
     
     Съемный тент крепится на трубчатом каркасе.
     
     В задней части за откидным бортом — два сиденья, которые можно сложить.
     
     Многие владельцы ЛуАЗов сами, как могли, кроили и пристраивали к своим машинам в меру страшненькие, но иногда даже вполне симпатичные жесткие крыши, более приличествующие нашему климату. Романтичное положение — снят тент и даже опущено ветровое стекло — подходило, в основном, для рекламных буклетов «Автоэкспорта». Советской жизни такой пляжный антураж был чужд. Для большинства владельцев куда важнее была возможность сложить вдоль бортов задние сиденья и получить довольно просторный грузовой отсек с открывающимся назад — опять же грузовым — бортом. Прелесть интерьера, не обремененного всякими пижонскими ковролинами, в том, что он легко моющийся: прямо из шланга или просто из ведра и при помощи швабры.
     
     Всё это навевает мысли не о пляже, а скорее о «Продовольственной программе», принятой на пленуме ЦК КПСС как раз в год рождения этого ЛуАЗа — в 1982‑м — и обещающей, что со временем дефицит еды в стране все-таки уменьшится. А пока этого не произошло, ЛуАЗ — то, что нужно в борьбе за сокращение этого дефицита в отдельно взятом крестьянском хозяйстве.
     
     В поздних машинах была и аварийная сигнализация.
     
     Рядом с ручкой открывания капота — рычаг жалюзи терморегулятора.
     
     Моторчик стеклоочистителя подвешен прямо на рамке ветрового стекла.
     
     Ведь все основное, что должно быть в автомобиле, тут есть. Автономная бензиновая запорожская печка работает еще и как предпусковой подогреватель двигателя. Правда, печки эти были крайне капризны, вечно ломались, а иногда норовили даже загореться. Но если работали, грели отменно.
     
     Тормоза у ЛуАЗ‑969 уже двухконтурные. А то, что тяги стеклоочистителей топорщатся перед ветровым стеклом на улице, а вместо опускных окон в дверях — сдвижные, в общем контексте конструкции можно считать мелочами.
     
     В ЛЕГКОМ ВЕСЕ
     
     ЛуАЗ‑969М
     
     ЛуАЗ‑969М выпускали с 1978 года. Он стал развитием модели 969А, которую делали в 1975–1978 гг. На машине стоял мелитопольский двигатель V4 объемом 1,2 л, мощностью 40 л.с. Коробка передач — четырехступенчатая плюс отдельная понижающая передача. Подключаемый задний привод, блокировка заднего межколесного дифференциала.
     
     В 1991 году на смену модели 969М пришел ЛуАЗ‑1302 с тем же кузовом, но с двигателем объемом 1,1 л (53 л.с.) от ЗАЗ‑1102 Таврия. Такие машины собирали до полной остановки ­завода в 2002 году.
     
     Всегда готов!
     
     Помните про подключаемый задний привод? Даже на переднем машина разгоняется в темпе очень сытого, а потому очень ленивого бегемотика. Паспортная максимальная скорость — 85 км/ч. Смешно? Когда едешь по узкому подмосковному шоссе — не очень. Некоторые наиболее нервные водители воспринимают наше с ЛуАЗом существование как личное оскорбление. Мы с машинкой стараемся, как можем! Но производим в основном шум. То, что в Запорожце трещало и кряхтело сзади, здесь рычит спереди. Плюс — подвывание шестерен трансмиссии с колесными редукторами и свист ветра в прорехах тента. Минус — шумоизоляция, о которой в применении к этой машине даже неудобно вспоминать. Еще пару некрутых подъемов с переключением на третью, и вот пришел наш с ЛуАЗом час!
     
     Подключаю задний привод и — на глинистый, крутой и разбитый колесами грузовиков спуск в направлении некоего пространства между лесом и перепаханным полем, которое условно будем считать проселком. И тут лупоглазый, смешной ЛуАЗ становится совсем другим! Вернее, раскрывается с совсем иной стороны.
     
     Тут 40‑сильного мотора вполне хватает для уверенного и даже стремительного преодоления на первой передаче того, что преодолеть, кажется, невозможно. Глинистые промоины, мокрые колеи, буераки и откровенные бугры машина легко проходит ходом. Вот тут-то и поминаешь добрым словом колесные редукторы, благодаря которым дорожный просвет ЛуАЗа составляет 280 мм! И сломать там внизу практически нечего. Даже приводной вал к задней оси спрятан в трубе.
     
     Дорожный просвет — 280 мм!
     
     Дозировать тягу вполне удобно, только успевай крутить рулем. Впрочем, усилителя нет и работать баранкой достаточно просто. Движения должны быть смелыми и размашистыми. И быстро забываешь, как приходилось подруливать на шоссе, чтобы удержать строптивый автомобильчик «в рамках». На бездорожье — другие скорости и углы поворота и вообще иные критерии оценки.
     
     Но можно ехать и медленнее — внатяг. Достаточно включить понижайку с передаточным числом 7,2! Понижающая, по сути, пятая передача включается, когда рычаг основной коробки стоит в нейтрали. А значит, ехать на ней можно только вперед. Если надо дернуть автомобиль назад, понижайку придется выключить, чтобы включить заднюю. Так что быстрая раскачка вперед-назад невозможна. Я прекрасно обошелся без этого, даже забуксовав в глубокой промоине. Как и без блокировки заднего межколесного дифференциала. Но то, что и она есть, как-то успокаивает. И усиливает симпатию к машине.
     
     А У НИХ — ХОРЕК
     
     Volkswagen Iltis («Хорек»)
     
     Компактные внедорожники с максимально простыми кузовами, в первую очередь, для армии, в 1950‑х годах в Европе делали несколько компаний. Но к началу 1980‑х их уже сняли с производства. Единственный аналог нашего ЛуАЗа — немецкий Volkswagen Iltis (Хорек), который в ФРГ выпускали в 1978–1982 гг. Правда, он тяжелее, крупнее и мощнее — с 1,7‑литровым двигателем мощностью 75 л.с. Но по простецкому кузову и проходимости он ЛуАЗу явно близок. По лицензии Илтисы собирали в Канаде до 1988 года.
     
     Поколениям по колено
     
     У меня было два приятеля ­с ЛуАЗами. Оба — горожане, рыбаки. И оба с облегчением расстались с машинами, устав утеплять то, что обычно называют салоном, бороться с шумом в дальних поездках и с вечной течью масла из редукторов. Оба потом купили Нивы.
     
     Под капотом — 40‑сильный мелитопольский двигатель V4.
     
     Рядом с главным цилиндром сцепления — цилиндры двухконтурной тормозной системы.
     
     Но многие остались верны этому странному и забавному отпрыску автомобильного рода. Хотя представить себе современного человека, который будет ездить на нем каждый день на работу, за покупками или в отпуск за тысячу километров, сложно. При том, что иногда и за пятьсот непроходимых, но пройденных ЛуАЗом метров ему можно простить многое!
     
     Интересно, что среди нынешних поклонников машины немало очень молодых людей, для которых 1980‑е — времена совсем давние и даже «былинные». Конечно, для них этот автомобиль, к счастью, не единственное транспортное средство, а забавная механическая игрушка для тестирования ее и своих внедорожных талантов. И ЛуАЗ готов себя проявить. Меняются поколения людей и машин, а мест, где грязи по колено, и нам, и машинам ­хватит еще надолго.
     
     Глинистые промоины, мокрые колеи, буераки и прочие устрашающие неровности машина легко проходит ходом
     
     


Автор: Сергей Черняк прочтений: 252 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 38259
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика