Независимое аналитическое интернет-издание "Искра" это ваше право на информацию.

Что есть государство без правосудия? Шайка разбойников, и только. © Блаженный Августин

На главную страницу

Парольный вход для авторов.

автор: c до

Как мясо повлияло на становление человека и общества
Автор: Максим Никоненков      Дата: 20.09.2020 19:29


Как мясо повлияло на становление человека и общества      Предок человека с определённого момента начал активно питаться мясом и постепенно перешёл на хищнический образ жизни. Сегодня мы подробнее разберём этот переход и то, какую роль сыграло мясо и необходимость его добычи в процессе становления человека и общества.
     
     
     Археологические свидетельства перехода к мясоедению
     
     Судя по имеющимся у нас данным, первым массово употреблять в пищу мясо стал Человек умелый – Homo habilis (2,3 – 1,5 млн. лет назад). При раскопках в Олдувайском ущелье (Танзания) были найдены остатки стоянок хабилисов с культурным слоем, содержащим орудия труда олдувайского типа и множество костей самых разных животных: рыб, амфибий, рептилий, птиц, грызунов, хищников, антилоп, лошадей, жирафов, бегемотов, слонов. Большое число костей носит следы надрезок и скобления каменными орудиями. Многие черепа и кости расколоты на мелкие кусочки, очевидно, чтобы добыть мозг. Причём в более позднее время на этих же стоянках количество костей крупных животных увеличивается[1]. Отложения датируются от 1,8 до 1,45 млн. лет https://antropogenez.ru/location/58/.
     
     Такие же находки сделаны в Кооби-Фора, на восточном берегу озера Туркана в Кении. Культурный слой там датируется 2,61±0,26 млн. лет. Он также содержит орудия труда и кости животных, несущие на себе следы разделки[2].
     
     Ещё одно место cо следами деятельности хабилисов находится на юго-западе Кении, в месте Канжера Южная. Здесь были найдены кости сотен антилоп, лошадей, свиней, есть также кости бегемотов и крокодилов. Останки датируются временем 2 млн. лет. Как пишут авторы статьи, следы надрезок каменными орудиями имеются на 1,9-6,3% всех конечностей антилоп, и это означает, что «каждая пятидесятая или даже шестнадцатая антилопа была съедена гоминидами». Характер следов от орудий говорит о том, что хабилисы знали, как разделывать добычу: надрезки расположены в определённых местах костей, и по ним можно догадаться, что производилось срезание мяса и расчленение суставов. Выводы статьи таковы, что хабилисы первыми разделывали съеденную ими добычу, и лишь затем её обгладывали хищники https://antropogenez.ru/single-news/article/333/.
     
     Следующий наш предок, Homo erectus - Человек прямоходящий, (1,5-0,4 млн. лет) продолжил питаться мясом. В 2010 году испанский антрополог Мануэль Домингес-Родриго сообщил о результатах раскопок в овраге Питера Белла в Олдувайском ущелье. Было исследовано более тысячи фрагментов костей крупных травоядных животных со следами надрезки каменными орудиями возрастом около 1,3 млн. лет. Фрагменты костей принадлежали 30 быкам и двум родичам жирафа – каждое животное не менее 400 кг весом. При этом практически на всех костях были следы от каменных орудий, а следов от зубов хищников было мало. Это говорит о полной разделке туши, а не об отдельных костях, доставшихся после пиршества хищников, то есть эти животные наверняка были добычей эректусов[3].
     
     В пещере Чжоукоудянь в Китае также найдено огромное количество костей, в том числе расколотых и обожжённых. 70% из них принадлежат оленям. Есть кости и медведей, саблезубых тигров, диких лошадей, кабанов, буйволов. Слои датируются от 770 до 256 тысяч лет назад. Считается, что синантропы, которые жили там, относятся к виду Homo erectus – Человек прямоходящий https://antropogenez.ru/location/118/.
     
     Человек Гейдельбергский стал уже полноценным охотником. Если для хабилиса и эректуса мы не находим специальных орудий для охоты, то у гейдельбержцев они появляются. Это копья из озера Шёнинген (Германия) датировкой примерно в 400 тыс. лет (в некоторых источниках другие даты), обломки копий на стоянке Торральба (Испания), датировкой 366–311 тыс. лет на­зад[4], остриё копья из местечка Клектон (Англия), датой примерно 400 тыс. лет. На стоянке Леринген (Германия) был найден скелет слона с застрявшим между ребер тисовым копьём длиной 215 см. Данное копьё датируют 115—128 тыс. лет[5.
     
     
     Копья из озера Шёнинген, Германия.
     
     О том, что гейдельбержцы были охотниками и мясоедами, нам говорят также многочисленные кости, найденные в ходе раскопок на их стоянках. В Торральбе, например, найдены останки 30 слонов, шести носорогов, 26 диких лошадей, 25 оленей, 10 зубров, четырех хищников[6]. На стоянке Вертешсёллёш в Венгрии её обитатели охотились на медведей, лошадей, оленей, быков[7].
     
     Один из интереснейших памятников — стоянка Терра-Амата на юго-востоке Франции датировкой от 380-450 тысяч лет до 214 тыс. лет https://antropogenez.ru/location/176/. Здесь в течение 11 лет, в конце весны и в начале лета (определили по пыльце растений) люди ежегодно устраивали свои сезонные охотничьи стойбища. Найдены древнеашельские орудия и кости животных: южного слона, носорога Мерка, благородного оленя, кабана, дикого быка, зайца, грызунов, птиц, черепах. Также были найдены кости рыб и останки морских моллюсков[8]. Таким образом, мы видим, что с течением времени наши предки всё больше и больше занимались добычей мяса и стали настоящими охотниками.
     
     Как добыча мясной пищи повлияла на организм наших предков[9]
     
     Из-за необходимости добычи мяса 2,5-1,5 млн.лет назад происходило изменение скелета, мышц и суставов наших предков. Некоторые учёные высказывают мнение, что 1,5 млн.лет назад Человек прямоходящий занял нишу «дневного хищника». Возможно, они стали брать животных бегом на измор. Организмы четвероногих млекопитающих приспособлены для быстрого, но недолгого бега, поскольку быстро перегреваются. Человеческий организм приспособлен хоть и не для такого быстрого, но зато долгого бега, поскольку в ходе эволюции у нас выработалась более совершенная система охлаждения организма через потоотделение.
     
     Почему же считается, что бег развился у предков человека для охоты, а не для убегания от хищников? Очевидно, что при убегании от внезапно выскочившего хищника нам понадобилось бы умение развивать скорость мгновенно, а у человека такой способности нет. Любой хищник на стометровке обгонит самого быстрого человека. Другое дело – когда человек оказывается в роли догоняющего. Из-за своей выносливости он может бежать, идти, и снова бежать довольно длительное время. Метод охоты бегом применяется и по сей день. В Южной Африке, в пустыне Калахари, племя бушменов охотится таким образом на антилоп. Охотники преследуют животное на протяжении 25-35 километров днём, не давая животному отдохнуть. Как только животное скрывается в кустарниках, они находят его и снова гонят. Так продолжается до тех пор, пока животное не устанет настолько, что к нему можно будет подойти и взять, что называется, «голыми руками». ВВС снял эпизод об этом способе охоты бушменов https://www.youtube.com/watch?v=826HMLoiE_o.
     
     В Северной Америке проживает племя тараумара, которое также использует этот способ охоты[10].
     
     Свидетельство того, какое важное значение в жизни наших предков имел бег, осталось в нашем скелете. Проследить становление бегающего человека можно, сравнивая строение австралопитека африканского и Человека прямоходящего. Почему мы не сравниваем Хомо хабилиса и эректуса? Во-первых, по строению скелета хабилис недалеко ушёл от австралопитека африканского, во-вторых, именно хабилис и стал меняться. Как мы помним, он стал употреблять в пищу мясо, и, возможно, даже стал охотиться. Как он добывал мясо, нам неизвестно. Но ему в любом случае приходилось двигаться быстрее, чем австралопитекам, которые питались в основном растительной пищей. Возможно, хабилисы спешили к месту охоты львов, стараясь успеть раньше других падальщиков, возможно, они бежали за тем же ежом или даже антилопой (в Канжере Южной кости антилоп имеют следы надрезок каменными орудиями). В общем, чтобы поесть мяса, хабилисам так или иначе приходилось двигаться быстрее.
     
     Так как у нас краткая статья, мы опишем только самые бросающиеся в глаза различия. Во-первых, видно, что наш предок со времени австралопитека стал выше. Во-вторых, у него удлинились ноги.
     
     Дальше – у эректуса более высоко поднятая и узкая грудная клетка. Это нужно для того, чтобы сформировать талию, а талия нужна, чтобы человек во время бега мог балансировать, помогая себе руками: когда мы выкидываем вперёд правую ногу, мы уравновешиваем поворот туловища влево левой рукой, усиленно двигая ею вправо, и тем самым возвращая туловище на исходную позицию. При шаге левой ногой мы уравновешиваем себя правой рукой. Получается перекрёстная балансировка. При ходьбе мы можем сохранять равновесие, даже не помогая себе руками, но при беге, особенно длительном, помощь рук необходима.
     
     На появление более узкой грудной клетки и талии также повлияло потребление мяса в больших количествах. Наши предки до Хомо хабилиса были преимущественно растительноядными и имели длинный желудочно-кишечный тракт, приспособленный для переваривания растительной пищи. Из-за увеличения мяса в рационе кишечник постепенно укоротился, и живот у наших предков уменьшился.
     
     С появлением бега в жизни наших предков изменились и некоторые мышцы. Ещё при появлении прямохождения у наших предков переместилась на своё современное место большая ягодичная мышца, так как именно с помощью неё наше тело удерживается в вертикальном положении. У шимпанзе аналогичная мышца находится сбоку, поскольку при движении ему нужно, чтобы нога уходила вбок. Интересно, что у новорождённых человеческих малышей ягодичная мышца тоже находится сбоку, и лишь с некоторым временем перемещается на своё «человеческое» место[11]. Но эта мышца выполняет не только «прямоходящую» функцию. Как показал эксперимент с измерением работы большой ягодичной мышцы у людей, при ходьбе её активность не слишком высока, но при беге возрастает в несколько раз. Это происходит потому, что при беге нужно отводить ногу назад с очень большим усилием, чем и занимается эта мышца. То, что у нашего вида появился подобный механизм, показывает, насколько нам был необходим бег.
     
     Прямохождение, и особенно бег, дали нам изменение ступней по сравнению с австралопитеками: у нас появилось амортизирующее устройство – свод стопы. Таким образом, мы видим, что бег был настолько важен для наших предков, что у них в ходе эволюции изменился организм. Кости и мышцы стали другими и стали выполнять новые функции, которых не было у предков людей.
     
     Но сам по себе бег не мог появиться. Он возник как инструмент для добычи мясной пищи, так как для питания растительной, которая в основном составляла рацион предков хабилисов – австралопитеков – бег не был особо нужен. Чтобы пройти длительное расстояние, перемещаясь в поисках корней и плодов, предки людей могли передвигаться пешком, что они и делали на протяжении многих миллионов лет от сахелянтропа до австралопитека африканского. А вот Хомо хабилису, включившему в свой рацион животную пищу, пришлось начать бегать, и мясо было настолько важно для него, что способность к бегу была поддержана естественным отбором и превратила его скелет в скелет Хомо эректуса.
     
     


Автор: Максим Никоненков прочтений: 277 оценки: 0 от 0
© Свидетельство о публикации № 34548
  Цена: 1 noo



Ваши комментарии

Пароль :

Комментарий :

Осталось символов

Доступна с мобильного телефона
Чат
Опросы
Музыка
Треки
НеForМат
Академия
Целит
Юрпомощь


О сервере


О проекте
Юмор
Работа
О нас

Earn&Play
Для контактов
skype:noo.inc


Этот сайт посвящен Георгию Гонгадзе, символу борьбы за свободу, журналисту, патриоту, человеку... Ukraine NBU Hrivnya rate
Russian ruble rate
Noo Web System



Редакция за авторские материалы ответственности не несет
стать автором
Micronoo Links Neformat Links Noo Links Chess Links Forex Links Bloodway

Идея и разработка
компании NOO
На сайт разработчика